Версия для печати
Воскресенье, 27 Июль 2014 16:05

Речь и звук, общение - как они происходят

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)
Речь и звук, общение Речь и звук, общение

Процесс общения с другим человеком или с самим собой посредством языка — речь — является одним из самых сложных и тонких видов деятельности. Под влиянием речи формируются сознание и самосознание, взгляды и убеждения личности. Речь тесным образом связана с мышлением человека и имеет с ним одну психофизиологическую основу. В конечном итоге и общение с другими людьми, и мышление, и восприятие полученной информации находятся под контролем специальных участков головного мозга. Так, в коре головного мозга находятся так называемые речевые центры, которые обрабатывают полученную информацию, обеспечивая понимание, и передают сигналы органам артикуляционного аппарата.

 

Каждый здоровый человек рождается со способностью произносить звуки. Но реализуется эта способность или нет, зависит от внешних условий. Речь развивается, как результат общения ребенка со взрослыми. Первые слова ребенок произносит к концу первого года жизни. И хотя словарный запас быстро увеличивается (в среднем до 60—200 слов к полутора—двум годам) возможность ребенка говорить еще довольно долго отстает от возможности понимать слова другого.

Для произнесения звуков необходима скоординированная работа мышц языка, губ, мягкого нёба, глотки, гортани и дыхательной мускулатуры, которые и составляют артикуляционный аппарат.

Одним из органов этого аппарата является гортань. Она находится в верхней части трахеи, примерно в центральной части шеи. Гортань заключена в хрящевую оболочку. Над ней расположен надгортанник, листовидный хрящ гортани, который контролирует проход из задней части горла в гортань, препятствуя попаданию пищи в трахею. Этот проход называется голосовой щелью.

Речь рождается посредством колебаний находящихся в гортани голосовых связок. Одновременно голосовые связки выполняют функцию клапана, который закрывается во время процесса пищеварения, защищая вход в легкие, и открывается в процессе дыхания.

При произнесении звука голосовые связки начинают вибрировать под воздействием воздуха. Окончательно же звуки оформляются с помощью горла, носа и рта. По форме голосовые связки напоминают губы: они открываются и закрываются при прохождении через них воздуха. Одним концом голосовые связки неподвижно прикреплены к части адамова яблока — щитовидному хрящу. Другой их конец соединяется с так называемыми черпаловидными хрящами.

Когда мы произносим звуки, череп выступает как своеобразный резонатор, поэтому мы воспринимаем свой голос не так, как окружающие нас люди. Вот почему, услышав свой голос в записи, мы обычно удивляемся.

Выполнение речевых движений регулируется специальными речевыми центрами, которые находятся в коре доминантного (левого у правшей) полушария головного мозга. Этот участок включает в себя двигательный речевой центр, посылающий сигналы мышцам рта и горла, и чувствительный речевой центр, отвечающий за обработку поступающих по нервам звуковых сигналов из ушей. Рядом с этими центрами находятся участки, координирующие зрение (благодаря его работе мы понимаем написанное), слух(обеспечивает понимание услышанного) и координацию кистей рук (например, при письме). Таким образом, общение между людьми представляет собой очень сложный процесс, в котором задействовано множество систем нашего организма.

В разговоре для начала нам необходимо понять сказанное другим человеком. Для этого, во-первых, слова расшифровываются в чувствительном речевом центре, затем уже другие участки головного мозга сначала распознают их, а потом там возникает ответное сообщение. Однако прежде чем оно будет высказано, предстоит значительная работа двигательного речевого центра и ствола головного мозга. Последний обеспечивает двойной контроль: межреберных мышц, расширяющих легкие, и мышц живота, регулирующих величину давления воздуха. Одновременно двигательно-речевой центр контролирует работу голосовых связок. Громкость произносимого звука зависит от скорости, с которой воздух проходит через голосовые связки: чем выше скорость, тем громче звук, и наоборот. Окончательное же формирование звуков зависит от движений губ, языка и мягкого нёба. Эти движения также находятся под непосредственным контролем коры головного мозга.

Прочитано 1840 раз
Как лечить

Добрый доктор "Как лечить"

Спрашивайте совет в комментариях - всем обязательно отвечу)))