Итак, в семье — девочка. Для одних родителей это восторг: «Ах, девочка!», для других — огорчение: «Ох, девочка!», для третьих — факт: «Девочка, так девочка». Что ж, душе не прикажешь.
О детях этого возраста часто .слышу: «Он еще маленький — не понимает». Если слово «понимание» — обозначает факт и меру осмысления, то, вероятно, ребенок понимает меньше, чем мы с вами. Но если «понимание»—это процесс осмысления, попытки понять, то придется признать, что ребенок понимает много больше: развитие в этом возрасте идет поразительными темпами, причем у девочек несколько быстрее, чем у мальчиков.
Первые половые различия в поведении удается наблюдать в самом начале 2-го года жизни.
Войдя в игровую комнату вместе с матерью, девочки менее охотно, чем мальчики, сходят с ее рук, чаще оглядываются на нее и возвращаются к ней; их игры намного спокойнее. В общем, это достаточно убедительные различия, в формировании которых равно участвуют и врожденные программы развития, и сложившийся в отношениях с родителями опыт.
Обычно уже с 3 лет родители начинают испытывать затруднения, отвечая на детские вопросы о поле. Один из крупнейших психологов детства Бруно Беттельхайм возражает против мнения, что детям надо прививать взгляд на сексуальность как на нечто естественное и прекрасное.
Девочки в школе оказываются в явно более выигрышном положении, чем мальчики. Они усидчивые и спокойнее, более податливы внешним влияниям и больше стремятся нравиться учительнице, у них лучше языковое развитие и точнее движения пальцев. Благодаря этому они дисциплинированные, исполнительные, аккуратнее, словом, гораздо больше мальчиков соответствуют портрету идеального ученика.
Рывок в физическом развитии обычно связывают с началом полового созревания, подростковым периодом. Ориентироваться приходится не столько на паспортный возраст, сколько на индивидуальные темпы развития, а они весьма и весьма различны. Первые робкие изменения тела начинаются за год-полтора до рывка в росте, как правило, в возрасте 9—10 лет. Не стану утомлять читателя цифрами и статистикой, к которым так трудно бывает примерить собственного ребенка. Обращу внимание только на те моменты, которые указывают на задержку или преждевременность развития.