Благодаря некоторым половым отличиям девочки доставляют родителям меньше хлопот, чем мальчики: они менее агрессивны, более податливы воспитательным влияниям, более чувствительны и способны к сопереживанию, однако это не означает, что в воспитании девочек не возникает проблем. Эмоциональность и впечатлительность могут стать почвой для страхов, миролюбивость-обернуться беззащитностью, податливость воспитанию — усвоением не всегда желательных влияний.
Когда же дело касается чего-то, что чрезвычайно значимо для девочки, ее поведение может оживить в памяти слова Н. Гоголя: «Есть случаи, где женщина, как ни слаба и бессильна характером в сравнении с мужчиною, вдруг становится не только тверже мужчины, но и всего, что ни есть на свете». Одна из матерей сказала мне: «Знаете, сын в детстве был упрям — не своротишь. Дочка упрямится редко, но если это уж случается, то она оставляет брата далеко позади». Родителям в таких случаях можно посоветовать лишь одно: попытаться уяснить потенциально «горячие точки» в переживаниях и поведении дочери, чтобы опередить и предупредить конфликт своим разрешением, одобрением или предложением.
Поскольку речь идет о чем-то очень важном и значимом для девочки, она воспримет это не как уступку из слабости, а как проявление любви и понимания, близости родителей. Доводя дело до противостояния раз, другой и третий, но давая переупрямить себя, родители не просто закрепляют, но и развивают упрямство как способ достижения цели. В крайних случаях девочка начинает просто помыкать тем, кто «побежден» ею. Такой стиль поведения с матерью может распространяться на поведение с другими женщинами и девочками, с отцом — на поведение с другими мужчинами и мальчиками.
Одни врожденные черты могут быть выражены так сильно, что с ними едва ли что-либо поделаешь. Другие более слабы, так что получат ли они подкрепление — зависит от родителей гораздо больше. Отсюда и необходимость хорошо знать неповторимые индивидуальные особенности дочери, чувствовать их душой, с тем чтобы лучше представлять возможности и ограничения в воспитании, не превращая его в изнурительное и травмирующее всех насилие над характером.
Объяснять поведение девочки только врожденными чертами — значит не объяснить ничего, резко сузить возможности воспитания. Как бы много ни значили врожденные предпосылки поведения, ребенок все же учится вести себя так или иначе в соответствии с существующими в культуре нормами маскулинности и фемининности, которые принято называть половыми ролями.
Биологические предпосылки маскулинного и фемининного поведения примерно одинаковы у разных народов, но как отличаются принятые у них же нормы мужского и женского поведения! Наблюдая за поведением и играми, например, эстонских и киргизских девочек, можно без особого напряжения представить основные различия в поведении женщин этих народов. Освоение половых ролей, вхождение в поло- ролевую культуру — сложный и увлекательный процесс.
По материалам сайта donotsneeze.ru