Конечно, мы, ирландцы, известны своими поминками, где жизни усопшего воздаются почести песней, рассказом и спиртным, особенно виски, uisced beatha - водой жизни. И все же, с тостами евреев мало, что может сравниться. Они действительно знают цену жизни и поэтому славят ее всякий раз, когда поднимают бокал и говорят L'Chaim, что буквально значит "За жизнь!"
Вот почему все мы должны радоваться. Не просто жизни, которую мы прожили, и не жизни, которая ждет нас в будущем (даже вечной жизни), но жизни, в которой мы живем здесь и сейчас.
Возможно, наше величайшее притязание - это сказать "Да" жизни, радоваться ей и наслаждаться ее тайной.
Помню, что много лет назад, когда Генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршельд написал свои великолепные "Заметки", великое множество людей было поражено его духовностью и страстью к жизни. В них он вдохновенно писал о том, что всем сердцем любит жизнь, любит настолько, что готов пожертвовать собой.
" Я не знаю, Кто или Что задал этот вопрос. Не знаю, когда он был задан. Я даже не помню ответа. Но в определенный момент все-таки ответил "Да" Кому-то или Чему-то, и с тех пор я точно знаю, что существование исполнено смысла и, таким образом, моя жизнь, подчиненная чужой воле, обрела цель."
Жизнь динамична, а не статична. Она постоянно меняется, постоянно обновляется. Она отвергает застой и радуется росту. Звучание песни, которую мы поем в наших сердцах, разливается по всему миру и влияет на других к добру или ко злу. Если наша песнь - песнь любви, она заряжает нас энергией и придает смысл всему, что мы делаем.
В конце повести "Мост короля Людовика Святого" Торнтон Уайлдер убедительно говорит именно об этом: " Есть земля жизни и земля смерти, и мост между ними любовь, единственное, что остается, единственное, что имеет значение."
Конечно, за все это надо платить. В жизни, как и в политике, не бывает бесплатных завтраков. Цена, которую мы платим, это самоотверженный порыв веры, о котором говорил Даг Хаммаршельд, это готовность ступить в неизвестность, твердо веря, что в центре ее любовь.