Умственное развитие тоже идет какими-то скачками. Бывает, что неделями никаких приобретений, и в ваше сердце начинает закрадываться сомнение: такой ли он способный, наблюдательный, как вам казалось?
Надо учесть, что наступает момент, когда в полном соответствии с законами диалектики количественные изменения переходят в качественные и ваше дитя становится совершенно другим.
Ученые разделяют все детство и отрочество на ряд периодов, характеризующихся своими анатомическими, физиологическими, функциональными особенностями. Эти периоды точно ступеньки, по которым шагает маленький человек, подымаясь к своему возмужанию.
Надо знать о них и уметь предупредить отклонения.
Годы от одного до трех принято называть периодом раннего, или ясельного, возраста, от трех до семи - дошкольным периодом. Конечно, при всех отличиях между ними нет и не может быть резкой грани. Нельзя думать, что если вы сорвали листок календаря с датой рождения ребенка, то сегодня он уже не такой, каким был вчера. У одних детей черты, свойственные раннему детству, сохраняются дольше, другие меньше.
На физических занятиях детей учат подыматься вверх по доске, приподнятой с одной стороны сначала на 10, а затем и на 15, 20, 25, 30 сантиметров от пола, сходить с нее, влезать на небольшую стремянку, бросать мячи в цель, перешагивать через веревку или палку, делать простые гимнастические упражнения.
Все это вполне доступно и дома. Учите ребенка не только двигаться, а и сдерживать движения - допустим, не бежать, пока не будет дана команда, по команде останавливаться, переходить с бега на ходьбу и так далее.
Совершенствование тормозных реакций - одна из важных задач воспитания ребенка, для ее решения можно использовать и спокойные занятия и подвижные игры.
По возможности оберегая ребенка от всяких потрясений и заболеваний, надо заботиться и о том, чтобы он был достаточно вынослив, уравновешен. А это достигается прежде всего правильным, соответствующим возрасту режимом дня, спокойной обстановкой в семье, ровным, мягким обращением с ребенком.
Если высокая двигательная активность малыша подчас утомляет и даже раздражает родителей, то быстрое развитие его речи становится источником общего восхищения. Вас умиляет каждое его новое слово, каждая фраза. А как забавно, когда в лексиконе маленького ребенка появляются сложные слова и термины, когда он без труда начинает запоминать стихи! И вы учите его всему этому, радуясь быстрым успехам, охотно демонстрируете гостям своего маленького Цицерона.
Не заставляйте ребенка обязательно войти в темную комнату, а войдите в нее сами, зажгите свет и покажите, что здесь ничего нет страшного. Не настаивайте, чтобы он приласкал вызывающую у него страх собаку,- погладьте, покормите ее сами.